Две ошибки в договоре транспортной экспедиции. Последствия и способы устранения

Бизнес-модели в транспортной экспедиции достаточно разнообразны, но в общем все правоотношения сторон охватываются четырьмя договорными моделями

В Приморском крае на 2023 г. транспортно-экспедиционной деятельностью по основному виду деятельности ОКВЭД “Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками (52.29)” по данным сайта Rusprofile занимается более 1400 компаний. В силу особенностей географического положения региона основная сфера деятельности этих компаний связана с обеспечением импортно-экспортных перевозок. Как адвокат, сопровождающий одну из таких организаций, расскажу о наиболее распространенных ошибках в договорной работе, влекущие определенные финансовые последствия.

Договорная модель должна соответствовать модели бизнеса

Краткая теория

Бизнес-модели в транспортной экспедиции достаточно разнообразны, но в общем все правоотношения сторон охватываются четырьмя договорными моделями, а именно:

 

  • Договор о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю (от двери до двери). Экспедитор берет на себя обязательство обеспечить целиком весь транспортный процесс, связанный с перемещением груза, от принятия его от клиента и до выдачи в пункте назначения получателю.

  • Договор о транспортно-экспедиционном обеспечении завоза (вывоза) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты. Сфера применения данного вида договора транспортной экспедиции - отношения, связанные с оказанием клиенту (грузоотправителю) со стороны экспедитора услуг по доставке груза до места нахождения перевозчика, на котором лежит обязанность по транспортировке груза в пункт назначения.

  • Договор об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах. Экспедиторские организации могут специализироваться: на погрузочно-разгрузочных операциях в сочетании с обеспечением проверки веса и количества отправляемых или получаемых грузов; на сопровождении грузов и их охране в пути следования; на оформлении перевозочных документов и осуществлении расчетных операций за счет средств клиентов и т.п.

  • Обязательства перевозчика по транспортно-экспедиционному обслуживанию.

 

(“Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта” (книга 4) (Брагинский М.И., Витрянский В.В.) (“Статут”, 2003)).

 

Ошибка № 1. Использование договорной модели не соответствующей фактическому бизнес-процессу

Большинство мелких и средних транспортно-экспедиционных компаний работают без собственного автотранспорта, организовывая для клиентов перевозку грузов до (от) портов и пограничных железнодорожных станций, передают грузы крупным транспортным монополистами или “полумонополиствами”, в лице РЖД, морских линий и морских терминалов.

Таким образом наиболее распространенной моделью бизнеса является организация перевозки и оказания экспедиторских услуг до (от) порта (пограничной ж/д станции).

Однако в своих договорах компании часто берут за основу первую модель договора “от двери до двери”, хотя на самом деле зона ее ответственности распространяется только до погрузки груза на судно морского перевозчика, если мы говорим про экспорт через Владивосток.

К чему это может привести? В случае утраты или повреждения груза в процессе морской перевозки грузополучатель или грузоотправитель могут предъявить требования как к перевозчику, так и непосредственно к экспедитору. С учетом того, что морские линии имеют серьезную договорную защиту, а подсудность в договоре это Москва или Санкт-Петербург, то можно предполагать, что клиент, скорее всего предъявит иск к экспедитору. И судебные перспективы в этом случае достаточно предсказуемы.

Согласно абз. 2 п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26 “О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции”, экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза если он выразил намерение гарантировать сохранную доставку груза.

Пример из судебной практики:  

Согласно Постановлению Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.08.2019 № Ф03-3354/2019 по делу № А51-11990/2018 с экспедитора была взыскана сумма утраченного груза, в связи нарушением организации крепления груза на палубе судна морским перевозчиком. В этом деле экспедиторы (ФЕСКО) не помогли ссылки на обстоятельства непреодолимой силы (штормовой ветер) и нормы международного права ограничивающие ответственность экспедитора.

Единственное, что может помочь экспедитору в таких случаях это ограничение ответственности, в случае если им будет доказано отсутствие его умысла и грубой неосторожности в утрате, недостаче или повреждении груза (п. 4 ст. 6 ФЗ № 87-ФЗ, Определение Верховного Суда РФ от 09.08.2021 № 307-ЭС21-12463 по делу № А56-118342/2018).

Для устранения рисков у компании в этой части, необходимо составлять договор транспортной экспедиции исходя из фактической работы экспедиторской компании и зоны ее ответственности за груз клиента. Формулировки в договоре не должны быть расплывчаты и там не должно содержаться положение о том, что экспедитор обязуется обеспечить доставку груза грузополучателю.

Одними из приемлемых для экспедитора условий будут следующие:

Если иное не установлено в Поручении Экспедитору, в соответствии с настоящим Договором Экспедитор обязуется оказать следующие услуги:

- организация перевозки груза до морского порта;

- сдача груза морскому перевозчику

Экспедитор обязан обеспечить сохранность груза Клиента до сдачи его морскому перевозчику и погрузки на судно

Перечисленные пункты договора позволяют разграничить ответственность экспедитора от ответственности морского перевозчика, что минимизирует возможность предъявления претензий от клиентов.

 

Ошибка № 2. Отсутствие в договоре условий возмещения дополнительных расходов экспедитора, возникших вследствие действий третьих лиц

По общему правилу в силу пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности” клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить расходы, понесенные им в интересах клиента. 

 Высший Арбитражный суд Российской Федерации в своих определениях от 15.05.2012 № ВАС-14109/11 и от 16.06.2014 № ВАС-6733/14 указал, что

Для взыскания дополнительных расходов, понесенных экспедитором в интересах клиента, важно установить факт несения указанных расходов, их связь с договором транспортной экспедиции (то, что они понесены в интересах клиента), а также то, по чьей вине (экспедитора или клиента) они были понесены. Экспедитор не может получать выгод при наличии неблагоприятных последствий для клиента.


Окружные суды развили этот тезис, сформировав и развив его в следующие положения:

Если экспедитор, действуя разумно при выполнении своих обязательств, несет дополнительные (заранее не согласованные) расходы, то клиент должен их оплатить (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.03.2015 по делу № А63-4201/2014).

Клиент обязан оплатить дополнительные расходы экспедитора, если они не связаны с действиями последнего (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 декабря 2014 г. № Ф07-64/14 по делу № А56-16298/2014).


Как видно из этих выводов, клиент обязан возместить все расходы экспедитора, связанные с обеспечением перевозки его груза, если только они не вызваны действиям самого экспедитора, т.е. связаны с его ошибками, упущениям и нерасторопностью.

Но всегда ли дополнительные расходы  являются следствием  ошибок экспедитора? 

Очень часто бывает, что они связаны с действиями третьих лиц, например сверхнормативное хранение контейнеров из-за нарушения срока подачи судна под погрузку, претензии таможенных органов, простой вагонов в связи высокой загруженность железной дороги и т.д.

В этих случаях взыскать с клиента расходы за сверхнормативное хранение или простой вагонов по вине третьих лиц и при отсутствии указания на это в договоре может не получиться, о чем свидетельствует судебная практика. 

Судебная практика:

Суды правомерно отказали экспедитору в возмещении расходов, понесенных на простой вагонов, указав, что экспедитор является профессиональным участником рынка грузоперевозок и осведомлен о количестве необходимых вагонов под определенный тоннаж и род груза, сроках доставки и так далее. По договору именно на экспедитора возложена обязанность организовывать подачу и погрузку вагонов, согласовывать сроки и график их движения со сторонами. Нарушения в графике движения вагонов, повлекшие дополнительные расходы в данном случае связаны с квалификацией экспедитора в ее профессиональной области и попытка возложить данные расходы на клиента является злоупотреблением правом (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.01.2023 делу № А32-52197/2020)


Стоимость и условия услуг по хранению, перемещению, взвешиванию груза сторонами не согласовывались. Экспедитор о необходимости нести расходы по данным видам услуг в известность клиента не ставил. Вместе с тем, экспедитор как профессиональный участник отношений по транспортной экспедиции должен быть осведомлен об особенностях погрузки и доставки грузов, в том числе при необходимости хранить, перемещать, и взвешивать груз, должен сообщить о данных обстоятельствах ответчику, действуя исключительно в интересах последнего (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2019 № 09АП-43328/2019 по делу № А40-33285/2019)

Продолжительное таможенное оформление груза на первоначальном таможенном посту не обусловлено виновными действиями клиента; принимая во внимание, что заявленный экспедитором период простоя не соответствует обстоятельствам дела, так как в своем электронном письме заказчик сообщил экспедитору, что выбирает транзит груза до другого таможенного поста, и тем самым поручил направить транспортные средства в указанный им пункт, арбитражные суды правомерно отказали во взыскании задолженности  по сверхнормативному простою транспортных средств (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.02.2019 № Ф07-16751/2018 по делу № А56-84502/2017 )


Полагаю, что в целях минимизации рисков экспедитора в этой части при подготовке договора необходимо четко прописать, что расходы, вызванные действиями третьими лицами подлежат компенсации клиентом. Для усиления данного положения считаю необходимым применять ст. 406.1 Гражданского кодекса РФ, согласно которой

Стороны обязательства, действуя при осуществлении ими предпринимательской деятельности, могут своим соглашением предусмотреть обязанность одной стороны возместить имущественные потери другой стороны, возникшие в случае наступления определенных в таком соглашении обстоятельств и не связанные с нарушением обязательства его стороной (потери, вызванные невозможностью исполнения обязательства, предъявлением требований третьими лицами или органами государственной власти к стороне или к третьему лицу, указанному в соглашении, и т.п.). Соглашением сторон должен быть определен размер возмещения таких потерь или порядок его определения

Данная статья введена в ГК РФ в 2015 году и предусматривает возложение обязанности на одну из сторон договора компенсировать потери, понесенные другой стороной, в связи с действиями третьих лиц. 

Важно отметить, что данная статья говорит именно о потерях, но никак не о виновных действиях самого экспедитора. Гражданское право не защищает противоправное поведение. То есть, если простой вагонов или сверхнормативное хранение возникли в связи с тем, что экспедитор несвоевременно осуществлял их завоз или вовремя не представил документы, то переложить эти расходы на клиента нельзя.


Договорное условие для определенности в вопросе дополнительных расходов экспедитора, вызванных третьими лицами:

Стороны пришли к соглашению в соответствии со ст. 406.1 ГК РФ о том, что если у Экспедитора при оказании Клиенту услуг по настоящему Договору возникают дополнительные расходы, не учтенные при определении цены услуг (сверхнормативное хранение и пользование контейнерами, штрафы государственных органов, расходы в связи с вынужденным простоем вагонов, таможенные сборы и прочие расходы), вызван­ные действиями/бездействиями третьих лиц, и не связанные с нарушениями, допущенными самим Экспедитором, то такие расходы возмещаются Клиентом на основании предъявленных Экспедитором подтверждающих документов

 

Заключение

 

Рассмотренные в данной статье ошибки являются достаточно распространенными и ведут к прямым финансовым рискам. Полагаю, что будет не лишним всем логистам и экспедиторам при подписании договоров обращать внимание на договорные условия описанные в данной статье. Ведь проблемы дешевле не допускать, чем их решать.

 

С уважением,

 

адвокат Павленко Иван Андреевич

тел. +7 (984) 141-9096

© 2024 Адвокатский кабинет Павленко Ивана Андреевича. Все права защищены, не беспокойтесь.